Катехизация: от ложных надежд к надежде подлинной

Каждый человек в своей жизни стремится обрести надежду, опору, которая поможет ему почувствовать себя цельным. В поиске этой надежды человек перебирает, пробуя «на вкус», разные варианты, выбирает те или иные пути, ведущие подчас к прямо противоположным целям. Какие-то из этих целей и надежд оказываются ложными, и тогда человек начинает переосмысливать свой взгляд на жизнь, кто-то обретает веру в Бога и ищет помощи в Церкви, а кто-то продолжает и дальше перебирать бесконечное число суррогатных надежд. Но часто даже оказавшись внутри церкви, люди не перестают выстраивать вавилонские башни из своих ложных надежд.

Размышлениями над вопросами о том, помогает ли катехизация обрести подлинную надежду, по каким критериям можно оценить качество катехизации, с какими надеждами люди приходят на катехизацию, какие надежды в отношении пришедших на оглашение возникают у катехизаторов и церкви в целом поделились участники одной из площадок фестиваля «Преображенские встречи. Имеющие надежду», прошедшего 20 августа в конгрессно-выставочном центре «Сокольники».

Вначале обсуждения участники площадки рассказывали о том, как они пришли к Богу и о надеждах, с которыми был связан их путь. Екатерина Недзельская из Екатеринбурга вспоминает: «Я пришла, не имея никакой надежды, потому что я разочаровалась во всем: в семейной жизни, в работе... Действительно потеряв всякую надежду на что-либо, от какой-то безысходности стала ищущим человеком. Искала разные сообщества, где можно было бы вот эту надежду обрести. И поиск этот был очень долгим».

Многие из участников дискуссии отмечали, что далеко не всегда человек имеет четко осознаваемую цель и подчас не может сформулировать свои мотивы для крещения и сознательного вхождения в церковную жизнь. Но сам вопрос и поиск ответа на него внутри человека есть. Ведущий площадки, преподаватель Свято-Филаретовского института Кирилл Мозгов отметил, что одной из первых задач катехизатора является очищение мотивов человека и привел слова блаженного Августина Иппонского, как на оглашение приходили в том числе «иногда из ожидания от людей какой-либо выгоды, каковой в противном случае нет надежды получить, или из опасения навлечь их неприязнь и нерасположение, иной желает сделаться, или, лучше сказать, не сделаться, а притвориться Христианином» [1].

Динамику дискуссионной площадке задал фильм с записью интервью нововоцерковленных, прошедших катехизицию в Преображенском братстве. В ответ на вопрос о том, с какими ожиданиями человек пришел на оглашение, назывались желание избавиться от одиночества и личных проблем, поиск любви и целостности, стремление заполнить пустоту и понять, куда двигаться дальше. Часто звучали слова об обретении смысла жизни: как отмечала нововоцерковленная Ксения «Я на самом деле просто пыталась найти смысл жизни. Мне хотелось найти основу, ради которой я могу вставать по утрам. И сердце не могло примириться с тем злом, которое творится и косит всех налево и направо. Я хотела обрести какое-то понимание, как жить в этом мире так, чтобы не способствовать злу».

Примечательными в фильме были ответы нововоцерковленных на вопрос о том, насколько удалось в результате катехизации достичь ожидаемых целей. Оказалось, что надежды изменились, переформатировались: ложные надежды, с которыми люди приходили на оглашение рухнули. Однако, как заметила преподаватель СФИ Мария Дикарева: «Разница между тем, когда человек приходит просто креститься и когда он приходит на оглашение в том, что его ложные надежды и в том, и в другом случае в массе своей должны разрушиться, но оглашение, судя по тому, что говорят нововоцерковленные, как раз дает возможность прорасти новым надеждам. Старые постепенно разрушаются, а новую надежду Господь выращивает и получается, что человек не остается без опоры в своей жизни».

Размышлениям над вопросами о том, куда приводит катехизации и какие она позволяет обрести надежды, была посвящена вторая часть фестивальной площадки «Путь надежды: актуальные вопросы катехизации». Один из священнослужителей подчеркнул, что у церкви надежда на катехизацию заключается в том, чтобы сформировать человека, а не просто передать ему какие-то знания. Потому что можно быть образованным, читать Евангелие на нескольких языках, но при этом оставаться с холодным сердцем. Катехизация и оглашение – это способ уйти от духовной инфантильности и довести человека до зрелости, когда он, в том числе, сможет совместно со священником молиться на литургии едиными устами, единым сердцем и в единой глубине.

Отвечая на вопрос о том, как можно оценить, огласился ли человек, участники фестивальной дискуссии говорили о таких критериях как покаяние и изменение жизни, жажда Слова, перемещение центра жизни человека с себя на других людей и Бога, готовность служить Богу и свидетельствовать другим людям об открывшейся надежде и новом пути.

В конце встречи преподаватель СФИ Анна Алиева поделилась с участниками дискуссии результатами опроса катехизаторов, которые среди критериев оглашения отмечали также обретение нововоцерковленными радости и благодарности, возрастание потребности в открытии нового, готовности свидетельствовать о Христе.

Юлия Астафьева

Фото Дмитрия Писарева
___________
[1] Августин Иппонский, блж. О том, как оглашать людей необразованных. 1.9.

Преображенское содружество малых православных братств/Портал "Идите, научите все народы"

comments powered by Disqus