Перейти к основному содержимому
МиссияКатехизация
О насАвторыАрхив
Катехео

Православная миссия
и катехизация

Возрождением Казанской духовной академии займутся власти Татарстана

07 октября 2015 4 мин.

28 сентября 2015 года президент Республики Татарстан Рустам Минниханов выступил с традиционным посланием к депутатам республиканского Государственного совета. В своем выступлении он, в частности, остановился на вопросах совершенствования религиозного образования, сообщает сайт Казанской митрополии.

«В системе религиозного просвещения надо максимально учитывать этноконфессиональный состав населения. Татарстанцы и, прежде всего, дети должны иметь представление о всех традиционных религиях. Это основа для общественного согласия и выстраивания доверительных отношений», — заметил президент республики в своем докладе.

По словам главы Татарстана, власти республики заинтересованы в дальнейшем совершенствовании отечественного религиозного образования. «Ключевую роль в этом призвана сыграть создаваемая по поручению президента страны В.В. Путина Булгарская исламская академия. Вместе с тем, мы должны активизировать работу по воссозданию Казанской духовной академии», — отметил он.

Спустя два дня, 30 сентября, состоялась встреча митрополита Казанского и Татарстанского Феофана с экс-президентом Республики Татарстан, государственным советником Минтимером Шаймиевым. В ходе встречи обсуждалось не только возрождение памятников архитектуры Болгара и Свияжска, но и развитие духовного образования в Республике Татарстан.

Митрополит Феофан подчеркнул, насколько важно, чтобы в республике, где мирно живут представители двух основных религий — православия и ислама, велась научная работа, подготовка богословских и преподавательских кадров.

«Создание исламской академии там, где был принят ислам, и возрождение славной Казанской духовной академии, которая имела в свое время не только региональное значение, но и по некоторым направлениям авторитет выше столичных, — честь для Татарстана», — отметил иерарх.

По результатам встречи было заявлено, что восстановление Казанской духовной академии и Исламской академии в Болгаре станет предметом совместной деятельности митрополии и фонда «Возрождение».

Минтимер Шаймиев является председателем Попечительского совета фонда «Возрождение», созданного в 2010 году. Фонд занимается возрождением памятников истории и культуры Татарстана — например, реализацией проекта федерального значения «Культурное наследие Татарстана: древний город Болгар и остров-град Свияжск».

В 2014 году из целевых денежных средств, полученных из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также средств, поступивших в виде пожертвований от российских организаций и граждан РФ, на реализацию этого проекта фондом было потрачено 827,9 млн рублей.

Казанская духовная академия. История и значение для духовного просвещения Востока России

Годом основания академии считается 1797-й: тогда указом императора Павла I Казанская духовная семинария получила статус академии. В свою очередь, семинария в Казани была образована в 1732 году на базе архиерейской элементарной школы, основанной в 1723 г.

Вопрос о необходимости учреждения в Казани высшего духовно-учебного заведения был поставлен еще в конце XVIII века. Казань в то время приобрела значение центра религиозно-нравственного просвещения для всего востока России, а Казанская духовная семинария получила столь значительное развитие, что ее приравнивали к Киевской и Московской академиям.

Имел место и географический фактор: церковными учебными заведениями восточной России было сложно управлять из Москвы.

Для пополнения образования воспитанники академии посещали Казанский университет, где слушали лекции по предметам, не преподававшимся в академии. Для развития миссионерства в Казанском крае студенты дополнительно к общему курсу еще изучали местные языки: татарский, чувашский и черемисский (современный марийский).

В 1814-1818 годах была произведена реформа духовного образования, согласно которой духовные учебные заведения были поделены на академии, семинарии, уездные училища и приходские училища.

На основании этой реформы Святейший синод решил понизить статус Казанской духовной школы до уровня семинарии.

Однако вскоре выяснилось, что православная миссия среди народов Урала, Сибири и Дальнего Востока требует подготовки большего числа высококвалифицированных церковных кадров, и в мае 1842 года Казанская академия была восстановлена.

Летом 1848 года академия получила новое здание — специально построенные корпуса на Арском поле.

Отличительной особенностью Казанской духовной академии было наличие миссионерского отделения, на котором преподавались инородческие языки, этнография, вероучение инородцев и миссионерская педагогика. В 1854—1855 годы, в период правления архиепископа Казанского и Свияжского Григория (Постникова), были открыты отделения, направленные на просветительскую работу в среде старообрядцев («противораскольничье»), мусульман («противомусульманское»), буддистов («противобуддийское»), а также марийских и чувашских язычников.

В 1855 года на хранение в Казанскую духовную академию было передано выдающееся книжное собрание — библиотека Соловецкого монастыря. В то время на Белом море разворачивался российско-британский вооруженный конфликт, и английская эскадра предприняла несколько попыток захватить монастырь. В дальнейшем эта библиотека осталась при академии, послужив материалом для целого ряда ценных научных трудов и монографий.

В 1917 году академию выселили из ее исторического здания на Арском поле, и занятия продолжались в здании духовной семинарии. Обсуждался даже вопрос о преобразовании академии в богословский факультет Казанского университета, но нарком образования Анатолий Луначарский выступил категорически против.

В 1921 году Казанская академия была закрыта.

Возрождение Казанской академии: новый период истории духовной школы

Вопрос о возрождении академии обсуждается с 2014 года — тогда в интервью сайту «Бизнес Online» ректор Казанской духовной семинарии игумен Евфимий (Моисеев) рассказал, что патриарх Кирилл поручил «всесторонне изучить этот вопрос».

«Думаю, что мы не должны изобретать велосипед, ведь, как известно, новое — это хорошо забытое старое. Конечно, мы не собираемся возрождать “Противомусульманский вестник” — было такое издание до революции в Казанской академии, а вот сделать в Казанской духовной школе крупнейший в России центр исламоведения — вполне реальная задача. А миссионерское действие церкви должно быть направлено сейчас в первую очередь на людей православных, скорее, по происхождению, нежели по образу жизни», — отметил тогда священнослужитель.

Вскоре после прибытия на новое место служения в Казань летом 2015 года о своем желании возродить Казанскую духовную академию заявил новый правящий архиерей Казанской митрополии митрополит Феофан.

Официальные заявления, сделанные татарстанскими политиками, свидетельствуют о том, что данный вопрос согласован с государственными властями республики.

Рублев.ru/Портал "Идите, научите все народы"

Миссия

Современная практика миссии, методы и принципы миссии, подготовка миссионеров и пособия

Катехизация

Опыт катехизации в современных условиях, огласительные принципы, катехизисы и пособия

МиссияКатехизация
О насАвторыАрхив