Перейти к основному содержимому
МиссияКатехизация
О насАвторыАрхив
Катехео

Православная миссия
и катехизация

Дорасти до крещения

15 декабря 2015

Впервые мысль об оглашении, то есть о подготовке к крещению, пришла мне в голову во время моего собственного крещения. Это было в 1990 году. 

Мы с моей будущей женой решили венчаться, но обнаружили, что не были крещены. Долго не думая, пошли в храм, «зарегистрировались», оплатили и стали ждать батюшку. Немолодой, улыбчивый, но очень уставший человек, он даже не нашел времени обменяться с каждым из нас парой слов. Выслушав «доклад» регистратора, он завел в маленькую комнатку человек десять желающих креститься, среди них были и крестные с младенцами, расставил всех по местам. Начал, закончил и так же быстро ушел дальше исполнять свои обязанности. 

Мы уходили с некоторым разочарованием. Тогда я и подумал, что священник должен был нам о чем-то рассказать, что-то разъяснить. В это время я уже считал себя верующим и даже христианином, так как прочитал несколько книг, а разница между верующим и неверующим для меня тогда состояла лишь в ответе на вопрос: есть ли Бог? Поэтому нуждался, как мне тогда казалось, только в разъяснении некоторых обрядов – как все правильно делать в церкви. 

Прошло время, я стал священником. С первого же крещения, которое теперь уже совершал сам, я понял, что большинство крещающихся не достигли даже той христианской меры, которой когда-то достиг перед крещением я. Подавляющее большинство крещающихся вообще не хотели ни слышать о вере, ни читать книги об этом. Но к тому времени, меня научили думать, что мы живем в православной стране, ведь большинство уже тогда были крещеными. А раз люди вокруг православные, – думал я, – то они должны жить по-христиански. Заставить верить во Христа я, конечно, не мог. Поэтому заставлял выслушивать получасовые пугающие проповеди и вслух исповедовать догматы веры. Это было не оглашение, а, скорее, экзамен, проверка на лояльность, допуск на крещение. На этом экзамене почти все были «двоечниками», хотя я очень хотел им помочь. 

Крещаемые и их крестные читали с горем пополам Символ веры, путаясь в непонятных церковно-славянских окончаниях, переставляя ударения, кощунственно изменяя незнакомые слова. Скоро стало ясно, что такой подход приносит те же плоды, что и крещение без подготовки. Крещеные и их крестные спешили на праздничную трапезу и с радостью и облегчением забывали все, что от меня услышали. 

И вот тут я задумался. А обязан ли человек быть верующим, могу ли я от него этого требовать? Может быть, не он мне должен отрапортовать знание догматов и Священного Писания, а я ему должен открыть Христа, чтобы он захотел пойти за Господом? Этот путь начнется еще до крещения и обязательно приведет его к догматам веры. 

Я вспомнил, как апостол Филипп крестил эфиопского евнуха (Деян. 8,27-39). Апостол не упрекал его, ничего не навязывал и не доказывал: он задал простой вопрос, а ответ показал готовность слушать. Если бы евнух не проявил интереса к вопросу Филиппа, разговор был бы закончен. Но евнух проявил интерес, и апостол благовествовал ему о Христе. Говорил он не много – пока они ехали. В результате этой беседы евнух захотел креститься. И только после этого апостол Филипп задал ему вопрос, ответ на который дает человеку возможность стать христианином: «Веруешь ли в Иисуса Христа?» 

В этом коротком происшествии отчетливо видны все стадии преображения человека от неверия до присоединения к Церкви Христовой. 

1. У человека появляется интерес к Богу: евнух читает книгу Исаии и задается вопросами; 

2. Бог призывает человека: Дух посылает Филиппа вступить в разговор; 

3. Церковь оглашает человека: Филипп беседует с евнухом; 

4. Человек исповедает свою веру: евнух говорит, что верует в Иисуса как Мессию; 

5. Совершается Крещение как знак Завета, заключенного между Богом и человеком. 

Важно понять: крещение стало возможным тогда, когда евнух исповедал веру в Иисуса Христа (Деян. 8,37). Это исповедание стало плодом беседы, которую они вели с Филиппом и которая названа в Деяниях благовествованием. Начал эту беседу апостол не по своей инициативе, а по указанию Духа (Деян. 8. 29), то есть призывает человека Сам Бог, хотя это невозможно без определенных усилий самого человека, ведь евнух сам читал книгу Исаии и пытался понять ее. 

Мы можем взять пример совсем из другой эпохи, но все ступени восхождения к Богу будут те же. О жизни Авраама перед тем, как Господь призвал его, в книге Бытия ничего не сказано. Но иудейские Агады (поучительные сказания) и Коран сохранили легенду о духовном поиске Авраама, когда он, последовательно поклоняясь солнцу, луне и звездам, искал истинного Бога. Только после этого Бог призвал Авраама. Призван он был в 75 лет, а обрезан в 99-летнем возрасте. Целых 24 года Бог учит Авраама и испытывает его веру, прежде чем заключает с ним Завет, закрепляя его знамением обрезания, аналогом нашего крещения (Быт. 17, 1). 

Те же стадии видим в жизни апостола Петра. Поиск, приведший апостола к пророку Иоанну, призвание Иисусом, когда Петр вместе с братом бросили лодки и пошли за Господом, учение, продолжавшееся больше трех лет, исповедание веры в Иисуса как Христа, Сына Бога Живого и, наконец, заключение Завета, закончившееся схождением Духа. 

В истории Петра процесс преображения показан несколько подробнее. Оглашение его явно разделяется на два периода. Первый, более длительный, – период знакомства, когда ученики слушают, наблюдают и таким образом имеют возможность обрести веру. Этот период заканчивается исповеданием Петра. Цель достигнута – апостолы приняли Иисуса как Христа. Теперь Господь получает возможность прямо говорить Своим ученикам о грядущем распятии и воскресении, о тайнах, которые невозможно было понять без предварительной подготовки. 

В первые века христианства в Церкви не было единого правила подготовки к крещению или обязательного времени оглашения, но подготовка всегда опиралась на те стадии, о которых упоминалось ранее. 

В IV веке, когда христиан стало намного больше, чин оглашения оформился более определенно. Одна западная паломница побывала в Иерусалиме в это время и записала принятое там правило оглашения (Письма паломницы IV века. М., 1994). 

Сначала собирали вместе тех, кто хотел креститься. Потом, если они изъявляли желание и за них мог поручиться кто-нибудь из верных, их принимали в оглашенные. Первый этап научения мог длиться от года до трех. Учащиеся назывались «слушающими» и, в основном, ходили на богослужения, слушали чтение Писаний и проповеди предстоятеля, входя таким образом в церковную жизнь. На второй этап переходили те, кто принял решение креститься и остаться в Церкви. Их называли «просвещаемыми» и учили христианской вере. После того, как оглашенные сознательно и уверенно исповедовали веру, их крестили. Теперь они становились верными. Но и на этом оглашение не заканчивалось. Теперь им предстояло Тайноводство, учение о Таинствах. 

Сейчас, когда все перепуталось и часто крестят человека, которого в древности не приняли бы в оглашенные, так как у него даже не возникло интереса ко Христу, очень важно понять: только путь оглашения ведет в христианскую Церковь. Не передается вера по наследству, не принимается как придаток к национальности, культуре, цивилизации. Веру человек должен искать, ей нужно учиться, она должна созреть и вырасти. Только в этом случае крещение принесет плод. Поэтому Церковь перед крещением всегда требовала научения, подготовки, оглашения. Этот порядок является необходимым и отражен в канонах Церкви. 

Например, в 78-м правиле VI Вселенского Собора и в 46-м – Лаодикийского Собора говорится: «Готовящимся ко крещению надлежит обучаться вере», во 2-м каноне I Вселенского Собора попытка оглашать перед крещением лишь «краткое время» и «вскоре» крестить осуждается, вплоть до исключения из клира поступающих так священников. 45-е правило Лаодикийского Собора запрещает даже принимать в списки готовящихся к крещению имена тех, кто не изъявил решительного желания принять крещение и не участвовал в огласительных беседах в течение месяца. 

Святитель Кирилл Иерусалимский в IV столетии так говорит о категорической необходимости достаточного оглашения перед крещением: «Если мы какое-нибудь светское знание пропустим сегодня, то сможем наверстать завтра. А то, что по порядку преподается тебе о крещении, если сегодня будет пропущено, то когда восстановится? Представь, что время садить деревья: …в какое другое время хорошо может быть посажено то, что сперва посажено плохо? Представь, что огласительное поучение есть здание. Если не укрепим его, как следует, связав стены, чтобы не оказалось щелей, то строение будет непрочно» (Свт. Кирилл Иерусалимский. Огласительные и тайноводственные слова). 

И дело совсем не в длительности оглашения. Для разных людей в разные периоды церковной истории время подготовки было разным, но срок всегда определялся тем, готов ли человек к переходу на следующий этап. Потому, что не может стать оглашенным тот, кто не хочет слышать о Христе; не может перейти к просвещению тот, кто не готов постигать веру; не может креститься тот, кто четко и уверенно не исповедал Христа Спасителем. И, наконец, не может участвовать в Таинствах тот, кто не крещен сознательно, после соответствующего оглашения. 

Протоиерей Игорь Савва 

Сайт Запорожской епархии/Портал "Идите, научите все народы"

Миссия

Современная практика миссии, методы и принципы миссии, подготовка миссионеров и пособия

Катехизация

Опыт катехизации в современных условиях, огласительные принципы, катехизисы и пособия

МиссияКатехизация
О насАвторыАрхив