Псалтирь в огласительных трудах ранних отцов-катехетов

Доклад на XXII Сретенских чтениях

Псалтири отводится особое место и среди книг Священного писания, и в христианской традиции. Известно, какое место занимают псалмы в христианском богослужении. Неудивительно поэтому, что и в практике катехизации Псалтирь также является одним из самых часто используемых текстов.

«Всяко Писание богодухновенно и полезно есть (2 Тим 3:16), для того написано оно Духом Святым, чтобы в нем, как в общей врачебнице душ, все мы, человеки, находили врачевство – каждый от собственного своего недуга. <…> Но иному учат Пророки, иному бытописатели; в одном наставляет закон, а в другом – предложенное в виде приточного увещания; книга же псалмов объемлет в себе полезное из всех книг. Она пророчествует о будущем, приводит на память события, дает законы для жизни, предлагает правила для деятельности. Короче сказать, она есть общая сокровищница добрых учений и тщательно отыскивает, что каждому на пользу»1, – начинает свои «Беседы на псалмы» свт. Василий Великий.

Уже 1 псалом содержит в себе учение о двух путях, традиционно лежавшее в основании раннехристианской катехизации. Подробнее это учение развивается в Дидахи и Послании ап. Варнавы. Так что недаром Псалтирь использовалась всеми отцами-катехетами (по крайней мере, чьи труды сохранились до наших дней). Ставя перед собой задачу ввести новых людей в церковь, подготовить их к этому вхождению через покаяние и крещение, они заботились о качестве этой подготовки. Катехизация как традиция передачи веры всегда не просто предполагала знакомство просвещаемых с текстом Священного Писания, но в значительной степени была на Писании основана. «Поучения огласительные и тайноводственные» свт. Кирилла Иерусалимского построены как последовательный комментарий всех членов Символа веры. Однако каждая из бесед начинается цитатой из Писания, связанной по смыслу с соответствующим членом Символа веры, текст которого в «Поучениях» мы не найдем. Это было связано с disciplina arcani, в соответствии с которой точный тест Символа передавался исключительно устно, записывать его просвещаемым было запрещено, и они должны были выучить его наизусть. Итак, свт. Кирилл Иерусалимский каждую беседу начинает цитатой из Писания, от которой он отталкивается в дальнейшем рассказе об учении церкви. Весьма обильно цитирует он Писание и по ходу своих бесед.

Тех, кто уже принял решение креститься и кто оказался допущен на огласительные беседы, свт. Кирилл Иерусалимский с самого начала предупреждает, ссылаясь на 81 псалом: «Cиe (т.е. что люди получать наименованы Божие) провидя Псалмопевец, от лица Божия сказал – Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы (Пс 81:6). Но смотри, чтоб не было имя верного, а произволение неверного. Вступил на поприще, теки; другого такого времени нет для тебя»2. Наставляя просвещаемых, он и далее в каждой беседе неоднократно цитирует Псалтирь.

Подобным образом и Климент Александрийский готовит просвещаемых к предстоящему им пути. Вести их будет Христос, Которого он именует Педагогом, и далее он наставляет их о методах Педагога: «И устами Давида говорит Он: Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня (Пс 117:18). Потому что от Господа быть наставляемым и воспитываемым, это – спасение от смерти. У того же пророка говорится еще: Ты поразишь их жезлом (прутом) железным; сокрушить их, как сосуд горшечника (Пс 2:9)»3.

Продолжая рассказывать о методах Педагога, Климент Александрийский, снова обращаясь к Псалтири, подчеркивает Божью справедливость и милосердие, которые должны вдохновить только что уверовавших христиан на изменение своей жизни в соответствии с заповедями Божьими: «Но Он, милостивый, – говорится, – прощал грех, и не истреблял их; многократно отвращал гнев Свой и не возбуждал всей ярости Своей(Пс 77:38). Обращай на то внимание, как правосудный элемент у Педагога обнаруживается в порицании, а благостный – в милосердии! Потому поет Давид, или, лучше сказать, через Него Дух Святой, так: Правосудие и правота – основание престола Твоего; милость и истина предходят пред лицом Твоим (Пс 88:15)»4.

Вообще же Климент Александрийский в своем «Педагоге» почти 350 раз (342) обращается к Ветхому Завету (Быт, Исх, Лев, Чис, Втор; Царств, Пар; Притч, Песн; Ис, Иер, Плач, Иез, Дан, Ам, Наум, Зах; Прем, Сир, Вар), из них 48 цитат из Псалтири (и почти столько же из книги Притчи и Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова).

А свт. Кирилл Иерусалимский специально уделяет внимание тому, что положено читать просвещаемым. Говоря о Писании, он из современного канона не упоминает только книгу Неемии. В своих «Поучениях» он неоднократно цитирует именно книги Премудрости Соломона и Премудрость Иисуса, сына Сирахова. Из более чем пятисот цитат из Ветхого Завета (528) на долю Псалтири у свт. Кирилла Иерусалимского приходится почти треть (149), т.е. значительно больше, чем из других книг.

Такое внимание к Псалтири вполне понятно. «Чему же не научишься из псалмов? – Вопрошает свт. Василий Великий. – Не познаешь ли отсюда величие мужества, строгость справедливости, честность целомудрия, совершенство благоразумия, образ покаяния, меру терпения и всякое из благ, какое не наименуешь? Здесь есть совершенное богословие, предречение о пришествии Христовом во плоти, угроза судом, надежда воскресения, страх наказания, обетования славы, откровения Таинств. Все, как бы в великой и общей сокровищнице, собрано в книге псалмов…»5.

Все это нужно человеку, приступающему к церкви. Начатый им путь ведет его к высокой цели. Если «первообразом для [нас] состоит Христос», как пишет Климент Александрийский, то «через крещение мы залучаем свет в душу, со светом получаем право на сыновство, с сыновством – совершенство, с совершенством – бессмертие. Я сказал,говорится, вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы (Пс 81:6)6. Этот акт именуется различно: благодатью, просвещением, совершенством, омовением. Омовением называется он потому, что в крещении омываются наши грехи; благодатью – потому, что в нем освобождаемся мы от наказания за грехи; просвещением – потому, что в нем усматриваем мы небесный спасительный свет, т.е. Бога познаем»7.

Так кратко формулируются цели оглашения, готовившего катехуменов к таинству Просвещения. Для достижения этих целей отцы-катехеты в своих проповедях, поучениях и беседах рассказывают о Христе, Его воплощении, служении и искупительной жертве как кульминации Священной истории, изъясняют Символ веры (а заодно часто и наиболее актуальные на тот момент ереси и заблуждения), готовят к христианской жизни, включая не только вопросы веры, этические вопросы, но и давая практические советы по устроению благочестивой жизни, чему, например, Климент Александрийский, посвятил значительную часть своего «Педагога». Так, он, опять же ссылаясь на Псалтирь, дает советы мужчинам: «Непозволительно, следовательно, бороду выщипывать, это самой природой данное убранство, истинное украшение. Борода, только что пробивающаяся, представляет собой приятнейший вид; вперед же в жизненном своем возрасте поступающий ее умащает, так что у прехвального Аарона, например, с нее стекал пророческий елей (Пс 132:289.

Мы видим, как словами псалмов все отцы-катехеты обращаются к оглашаемым, вспоминают ветхозаветные пророчества о Мессии, подкрепляют свои рассуждения и наставления в истинной вере. Кроме этого, ссылаясь на псалмопевца свт. Кирилл Иерусалимский утешает просвещаемых, перед которыми на пути их покаяния разверзается бездна их греховности: «Человеколюбив Бог, и человеколюбив неограниченно. Не говори же ты: я блудодействовал, прелюбодействовал, ужасные творил грехи, и притом, не однажды, но многократно. Неужели простит Он? Неужели предаст их забвению? Слушай, что говорит Псалмопевец: Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя (Пс 30:20)! Все в совокупности грехи твои не побеждают великости милосердия Божественного. Язвы твои не превышают опытности врача твоего. Предай только себя Ему с верой, поведай Врачу болезнь твою, скажи и ты с Давидом: Я сказал: “исповедаю Господу преступления мои”, и на тебе сбудутся следующие за этими слова: И Ты снял с меня вину греха моего (Пс 31:5)»10.

Цитируя Псалтирь, свт. Кирилл Иерусалимский в своих «Поучениях огласительных» свидетельствует о Христе: «Прими же и другое свидетельство о Божестве Христа, недавно прочитанное: Престол Твой, Боже, вовек (Пс 44:7)»11. «Но гораздо яснее сказал Псалмопевец: Он повелел, и сотворились (Пс 148:5). Отец повелевал и говорил, а Сын по мановению Его все творил»12. «Ибо Отца никто никогда не видал. Тот же, кто явился тогда Пророку, был Сын. И Псалмопевец говорит: Престол Твой утвержден искони: Ты – от века (Пс 92:2)». «А теперь нужно несколько привести вам на память из того, что пространно изложено было касательно седения Сына одесную Отца. Сто девятый Псалом ясно говорит: Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (Пс 109:1)»13.

Встречается и порой достаточно буквальное прочтение текста псалмов.

В 17-м огласительном поучении свт. Кирилла Иерусалимского мы читаем: «Филипп, будучи позван на пути Ангелом Господним для обращения благоговейнейшего Eфиoпского Евнуха, и от самого Духа ясно услышав: подойди и пристань к сей колеснице(Деян 8:29), научил Ефиоплянина и препослал в Eфиопию проповедника Христова, как написано: Ефиопия предварит руку свою к Богу (Пс 67:32)»14.

Размышляя над тем, «Без чего Крещение бесполезно», свт. Григорий Нисский пишет: «По каким признакам познаем Бога, теми же признаками и сделавшемуся сыном Божиим надлежит доказать близость свою с Богом. “Открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению” (Пс 144:16)… “Благ Господь ко всем” (Пс 144:9)… “праведен Господь, твердыня моя, и нет неправды в Нем” (Пс 91:16) и все подобное этому, что узнаем о Боге из различных мест Писания. Если ты таков, то действительно сделался чадом Божиим. А если остаешься с прежними признаками порока, то напрасно разглашаешь о своем рождении свыше. Пророчество скажет тебе, что ты сын человеческий, а не сын Вышнего, любишь суету, ищешь лжи (Пс 4:315). Не знаешь разве, что человек не иначе делается сыном Божиим, как только когда делается святым?»16

В завершение мы вновь обратимся к словам свт. Василия Великого. Он отмечает, насколько важное место занимает Псалтирь в христианской жизни, и говорит слова, применимые не только к тем, кто еще лишь начинает свой христианский путь: «Итак, премудро и благоискусно приводя нас к добродетели, псалмопевец удаление от греха положил началом добрых дел. А если бы он вдруг потребовал от тебя совершенства, то, может быть, ты и замедлил бы приступить к делу. Теперь же приучает тебя к более удобоприступному, чтобы ты смелее взялся за прочее»17.

Завершим же словами свт. Кирилла Иерусалимского из его 1-го огласительного поучения: «…Итак, да приносим плод надлежащим образом, да не случится и с нами того же, что с бесплодной той смоковницей; чтобы Иисус, придя, и ныне не проклял за неплодие, но чтоб можно было всем сказать cиe: А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков (Пс 51:10), маслина не вещественная, но духовная, светоносная»18.


_____________

1 Василий Великий, свт. Беседа на первую часть первого псалма // Беседы на псалмы. Адрес: http://simvol-veri.ru/xp/vasiliie-velikiie.-besedi-na-psalmi.html

2 Кирилл Иерусалимский, свт. Поучение предогласительное // Интернет-ресурс: http://kateheo.ru/library/fathers-texts/kirill-ierusalimskii-svt-pouchenija-oglasitelnye-i-ta

3 Климент Александрийский. Педагог. КНИГА ПЕРВАЯ. 7. О лице нашего Педагога и Его воспитательном методе.

4 Климент Александрийский. Педагог. КНИГА ПЕРВАЯ. 9. О том, что дело одной и той же власти благодетельствовать и правосудно наказывать и еще (продолжение) о воспитательном методе Логоса.

5 Василий Великий, свт. Беседа на первую часть первого псалма // Беседы на псалмы. Адрес: http://simvol-veri.ru/xp/vasiliie-velikiie.-besedi-na-psalmi.html

6 Этот же стих вспоминает свт. Кирилл Иерусалимский и в Предогласительном поучении, и в 11 огласительном поучении (11.4).

7 Климент Александрийский. Педагог. КНИГА ПЕРВАЯ. 6. Против полагающих, что наименование "детьми" и "младенцами" означает первоначальную ступень обучения.

8 «[Это] – как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову» (Пс 132:2).

9 Климент Александрийский. Педагог. КНИГА ТРЕТЬЯ. 3. Против модничанья мужчин.

10 Кирилл Иерусалимский, свт. Огласительное поучение второе // Интернет-ресурс: http://kateheo.ru/library/fathers-texts/kirill-ierusalimskii-svt-pouchenija-oglasitelnye-i-ta

11 Кирилл Иерусалимский, свт. Огласительное поучение одиннадцатое // Интернет-ресурс: http://kateheo.ru/library/fathers-texts/kirill-ierusalimskii-svt-pouchenija-oglasitelnye-i-ta

12 Там же.

13 Иерусалимский, свт. Огласительное поучение четырнадцатое // Интернет-ресурс: http://kateheo.ru/library/fathers-texts/kirill-ierusalimskii-svt-pouchenija-oglasitelnye-i-ta

14 Кирилл Иерусалимский, свт. Огласительное поучение семнадцатое // Интернет-ресурс: http://kateheo.ru/library/fathers-texts/kirill-ierusalimskii-svt-pouchenija-oglasitelnye-i-ta

15 «…доколе будете любить суету и искать лжи?» (Пс 4:3).

16 Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово // Творения святого Григория Нисского, ч. 4. М.,1861. (Глава 40. Без чего Крещение бесполезно)

17 Василий Великий, свт. Беседа на первую часть первого псалма // Беседы на псалмы. Адрес: http://simvol-veri.ru/xp/vasiliie-velikiie.-besedi-na-psalmi.html

18 Кирилл Иерусалимский, свт. Огласительное поучение первое // Интернет-ресурс: http://kateheo.ru/library/fathers-texts/kirill-ierusalimskii-svt-pouchenija-oglasitelnye-i-ta

Сайт СФИ

comments powered by Disqus